Перезвонить вам? +7 (8722) 93-46-94
  • Главная
  • Не только исправлять, но и предупреждать

Не только исправлять, но и предупреждать

Из 178 аварийных случаев с судами Минморфлота (аварии, аварийные происшествия), происшедших в 1987—1988 гг., 114 (64%) относятся к навигационным, т. е. это столкновения, посадки на мель и касания грунта, навалы.

Если проанализировать весь массив аварийных случаев, как в пароходствах, так и группируя их по бассейнам, то прослеживаются определенные закономерности: посадки на мель наиболее характерны для северо-западного региона; навалы на причалы и посадки на мель — типичные аварийные случаи для пароходств Южного бассейна; столкновения из-за нарушения требований МППСС-72 чаще встречаются на Дальневосточном бассейне.

Участились посадки на мель, навалы на суда во время съемки с якоря или сразу после окончания этой операции. Наряду с такими «традиционными» причинами, как невыполнение требований нормативных документов, низкая организация штурманской службы, все чаще первопричинами аварийных случаев становятся недостаточный опыт управления судном в экстремальной ситуации, неподготовленность капитана к ней, неумение прогнозировать развитие ситуации, самонадеянность судоводителей, недостаточная теоретическая подготовка капитанов и их помощников. Наглядным подтверждением подобных выводов могут послужить аварийные случаи с теплоходами «Епифан Ковтюх» Новороссийского пароходства, «Максим Рыльский» и «Фастов» Азовского пароходства, которые столкнулись с другими судами на рейде Стамбула. Во всех случаях работало течение, была пониженная видимость, на рейде стояло большое количество судов. Основная причина аварий — неверное предвидение результата выполняемого маневра, отсутствие «запасного» варианта на случай неудачи, неправильная организация работы судоводителей на мостике.

Иногда капитан и судоводители, формально выполняя все требования нормативных документов, проработав переход, организовав дублирование, определив ориентиры, по которым будут осуществлять контроль за местом судна, забывают о «пустяке», о том, что из-за отлива берега осыхают, острова могут быть окаймлены льдом, контрольные пеленги при определенном, неблагоприятном расположении ориентиров с носа и кормы малоэффективны. В результате продолжаются случаи посадки на мель, когда при плавании вблизи берегов и в узкости судоводители, определяя дистанцию по РЛС до береговой черты, измеряют в действительности дистанцию до осыхающего берега или кромки ледового припая и наносят ее на карту от нуля глубин (теплоход «Выборгская сторона» Северного пароходства).

Другие характерные случаи — это посадки на грунт во время маневрирования при съемке с якоря или перемене места якорной стоянки. Как правило, такие случаи происходят в стесненных условиях при неблагоприятной погоде. Часто при этом повторяется одна и та же ошибка — съемка с якоря без активной работы винта и руля для удержания судна против ветра или течения из-за боязни потерять якорь. Как следствие этого происходит снос судна под ветер, причем скорость этого сноса возрастает по мере выбирания якорь-цепи. При этом предварительно не рассматриваются различные варианты маневрирования на случай дрейфа, а в процессе маневра дефицит времени не позволяет принять правильное решение. Так было с теплоходами «Зареченск» Мурманского пароходства и «Ветлугалес» Северного пароходства.

Самонадеянность помощников, запоздавших с вызовом капитана на мостик (или вообще не сделавших этого), чрезмерное сближение с судами, неверная оценка ситуации, следствием которой является потеря времени и необходимость выполнения действий последнего момента, — характерные ошибки при столкновениях на Дальневосточном бассейне. Большинство таких столкновений произошло при нормальной видимости в основном с рыболовными судами, которые не несли огней или знаков, предназначенных для судов, занятых рыбной ловлей, т. е. классифицирующихся как суда с механическим двигателем. Для твоих лучших побед вулкан мега здесь.

<
Ай ти док ООО
ул. Гагарина, д. 120, эт. 3, оф. 26 Махачкала, Республика Дагестан 367000
+7 (8722) 93-46-94 [email protected]