Перезвонить вам? +7 (8722) 93-46-94

Качалов в кино

Великий русский артист Василий Иванович Качалов снялся в кино лишь однажды. Но этот кинематографический эпизод имел большое значение, до сих пор еще не оцененное по заслугам историками и любителями кино.


В 1928 году Качалов сыграл роль губернатора в фильме Я. Протазанова «Белый орел». Картина подверглась резкой критике тогдашней прессы и на долгие годы осталась в опале. Из-за этого и оказалась в забвении великолепная работа Качалова.


Фильм — экранизация рассказа Л. Андреева «Губернатор». В нем выведен царский слуга, губернатор, по чьему приказу были расстреляны забастовщики, пришедшие с петицией, а вместе с ними женщины и дети. Воспоминания губернатора о дне, когда он стал убийцей, страх, раскаяние, ожидание смерти, к которой он считает себя приговоренным, и составили содержание роли.


Василий Иванович рассказывал, что по замыслу и его и режиссера Протазанова «Белый орел» должен был обнажить зыбкую почву под монументом царской власти при всей видимой ее незыблемости. Образ губернатора и раскрывал обреченность старого мира, бессильного перед лицом надвигающейся революции.


Качалов создавал характер сложный и для того времени необычный. Губернатор находился в кругу разоблачительных портретов, написанных актером с истинным мастерством и силой: таких, как Николай в спектакле МХАТ «Утро памяти декабристов», как Захар Бардин из «Врагов» М. Горького, сыгранный Качаловым позже, уже в 30-е годы. Кто помнит Василия Ивановича на сцене и на эстраде, кто слышал его чтение в записи, тот наверняка чувствует грань, отделяющую любимых, озаренных героев Качалова — Чацкого или Ивара Карено — от тех характеров, которые он вскрывал как бы с помощью беспощадного хирургического инструмента. Именно таков экранный портрет губернатора, кинематографичный, выразительный, тонкий.


Сложность этого характера в том, что губернатор, по натуре человек не злой, целиком сформирован своим обществом. Понятие дворянской чести, жалость к убитым им детям, искреннее раскаяние и ужас перед случившимся сочетаются у него с желанием услужить стоящим выше, холуйской радостью при вручении ему дарованной царской награды — ордена Белого орла — за то самое убийство, о котором он сокрушается. Сластолюбие, двуличие, позерство своего героя — царского лакея — Качалов показал средствами тонкой психологической актерской игры, а не в той манере, которую многие принимали в то время за экранный «психологизм» — с усиленной мимикой и «слезой» в глазах.


Эта тонкость качаловских актерских средств не была понята тогда, в 20-е годы, когда классовые враги изображались прямолинейно, плакатно. Но сегодня не пора ли вернуть на экран замечательное создание Качалова — фильм «Белый орел», учитывая к тому же, что рядом с Качаловым там стоит острый, резкий образ сановника в отличном исполнении Вс. Мейерхольда? Не пора ли сломить инерцию 20-х годов и тогдашних незрелых эстетических представлений?


После «Белого орла» Качалов только читал, но не играл в кино. Незабываем навечно запечатленный фонограммой качаловский, единственный в мире, голос от автора в «Путевке в жизнь», в мультфильме «Пропавшая грамота» по Гоголю. Вторая работа менее известна, а ведь романтический гоголевский текст своеобразно и превосходно прочитан артистом.


Мы по крупицам собираем высказывания о кино писателей и других выдающихся деятелей культуры. Столь же дороги выступления в кино замечательных артистов театра, корифеев сцены — таких, как Василий Иванович Качалов. Узнайте про лайв казино с живыми дилерам . Какое выбрать и где играть

<
Ай ти док ООО
ул. Гагарина, д. 120, эт. 3, оф. 26 Махачкала, Республика Дагестан 367000
+7 (8722) 93-46-94 [email protected]